Ваш город:

Санкт-Петербург

04:18:39

Ассигнации начала XIX века. Часть 3.

Новости нумизматики

Ассигнации начала XIX века. Часть 3.

Ассигнационный банк Российской Империи, основанный в 1768 году для выпуска и распространения бумажных денег, с конца XVIII века приобрел монопольные западноевропейские черты. Через создаваемые с 1797-го учетные конторы он кредитовал купечество. В течение непродолжительного времени от его имени даже чеканили металлические дензнаки. Во владения банка входили медеплавильные и железоделательные заводы. Однако, к 1818 году все эти привилегии были уничтожены. Монетный двор был закрыт в 1805-ом, а учетные конторы присоединены к Государственному коммерческому банку, учрежденному в 1817.

В дальнейшем в банке, как и при его основании, сосредоточились лишь вопросы, связанные с обращением ассигнаций. На заседании Совета государственных кредитных установлений, открывшемся 22 февраля 1818 года, подчеркивалось, что денежные ресурсы этого учреждения подразделяются на «променную» и «запасную» суммы. Первая именовалась «капиталом» и предназначалась для размена ветхих ассигнаций. Ее определили в 6 млн рублей и разделили частями между Санкт-Петербургом, Москвой и променными конторами. Запасная сумма была предназначена для пополнения этого «капитала». Кроме того, денежные средства из нее отсылались в государственные учреждения взамен получаемых от них ветхих купюр.

Здание Ассигнационного банка в Петербурге на Садовой улице (гравюра Б. Патерсена, 1807):

Ассигнации начала XIX века. Часть 3.

С учреждением в 1810 году Экспедиции по заготовлению государственных бумаг, в ней сосредоточился выпуск бумажных дензнаков. Далее они поступали в отдел приема и ревизии, а после этого подписывались. Только после этой долгой процедуры они попадали в Ассигнационный банк, откуда распространялись по разным организациям и частным лицам, а также обменивались на изношенные.

Поскольку Министерство финансов располагало только приблизительными данными о сумме обращающихся среди населения купюр, следовало уточнить их количество. С другой стороны, было необходимо защитить бумажные дензнаки от многочисленных подделок, в том числе высокого качества, которые наводнили Россию в 1812 году и были известны под названием наполеоновских. Они отличались от подлинных лишь двумя малозаметными орфографическими ошибками (в словах «ходячею» и «государственной») и типографскими факсимиле подписей, в то время как настоящие подписи были чернильными и написанными от руки.

Поддельные экземпляры известны в двух номиналах: 25 и 50 рублей. Распространено мнение, что они печатались на специально изготовленных станках, один из которых был установлен французами на Преображенском старообрядческом кладбище у Москвы. Впрочем, изготавливать фальшивые знаки начали ещё в 1810 году — сначала в предместье Парижа Монруже, затем в Дрездене и Варшаве.

Поддельные купюры предназначались прежде всего для расплаты за фураж и продовольствие, товары и услуги на оккупированных областях. Подобную тактику Наполеон использовал в Австрии ещё в 1800-е годы. Достоверно известно, что в 1813-1819 годах наполеоновских фальшивок было изъято на сумму 5,6 млн рублей. Таким образом, общий объем таких подделок составлял менее 1% всех циркулировавших в то время бумажных денег (в 1818 году — 798 млн руб.) и не мог значительно подстегнуть инфляцию и расстроить денежное хозяйство огромной империи.

Главная причина инфляции заключалась в покрытии военных расходов. В условиях, когда кредитные рынки Европы были закрыты для России, выпуск банкнот оставался для министра финансов чуть ли не основным средством финансирования войны. В 1815 году, когда русская армия стояла в Париже, курс банкнот упал до небывало низкой величины за всю свою историю. За синие 5 рублей давали лишь один «целковый».

Ассигнации начала XIX века. Часть 3.

Примечательно, что с продвижением русской армии в Европу в 1813-1815 гг. для обслуживания квартировавших войск стали организовываться «променные конторы» Ассигнационного банка. Распоряжение об их организации было дано Кутузову 13 января 1813 года. В нем указывалось, что русские войска должны расплачиваться с населением Польши и немецких государств, через которые они проходили во время похода на Париж, российскими ассигнациями. Для их обмена на звонкую монету были учреждены променные конторы в Варшаве, Берлине, Бромберге, Калише, Кенигсберге и Франкфурте-на-Майне. Взамен бумажных денег они выдавали квитанции, по которым должны были производиться платежи в Гродно, Вильно, Варшаве и Петербурге.

К сожалению, об этих конторах известно крайне мало. Есть сведения, что в 1813 году в одной из них (берлинской) работал Иван Иванович Ламанский, в будущем сенатор и директор Особенной канцелярии по кредитной части, отец известного экономиста и банкира Евгения Ивановича Ламанского.

Впрочем, русские офицеры не всегда расплачивались даже такими суррогатами. Известно, что граф Михаил Семенович Воронцов, в будущем кавказский наместник, заплатил более 1,5 млн рублей ассигнациями за офицеров оккупационного корпуса, которым он командовал в Мобеже. По признанию современника, это несколько расстроило его большое состояние, которое он вскоре приумножил благодаря выгодной женитьбе.

В 1819-м в рамках проводимых Гурьевым преобразований были введены новые образцы бумажных денег Российской Империи, более трудные к подделке. Их образцы Александром I были утверждены 14 февраля и 4 июля того же года. Они отличались от предыдущих усложненным графическим оформлением. На них впервые было помещено изображение государственного герба — двуглавого орла. При этом каждый номинал имели свой, отличный от других, водяной знак. Если рассматривать их на просвет, то можно было отчетливо увидеть текст, выполненный как «темными», так и «светлыми» буквами.

Ассигнации начала XIX века. Часть 3.

Эти деньги стали третьим и последним типом ассигнаций, которые циркулировали в обращении в первой четверти позапрошлого века. На них подлежали обмену банкноты прежних выпусков (образца 1786 года). К 1820-му было обменено, таким образом, старых бумаг более чем на 632 млн рублей. К 1 января 1824 их количество в обращении было окончательно определено в сумме почти 596 млн рублей.

По инициативе Гурьева был введен закон о прекращении дальнейшего выпуска ассигнаций, но их биржевой статус все равно повысился крайне незначительно. В последний год царствования Александра I среднегодовой курс бумажного рубля на Петербургской бирже составлял 26,4 копейки. В сравнении с 1801 годом (71,7 коп.) это означало усиление его инфляции почти в три раза, что стало своеобразным итогом александровского царствования. Расстроенное бумажно-денежное обращение великой Русской Империи, победившей Наполеона, не могло удовлетворить вступившего на престол Николая I, который в числе основных задач своего царствования поставит улучшение данной ситуации.

*По материалам к.и.н. А. Бугрова («Родина»).

Источник: Ассигнации начала XIX века. Часть 3..

Последняя страница

Загрузка страниц приостановлена

Как начать продавать на аукционе?

Зарегистрируйтесь на аукционе.
Если вы еще не зарегистрированы на аукционе, пройдите по ссылке для регистрации. Подтвердите номер мобильного телефона. Дождитесь активации учетной записи.
Сформируйте акт приема-передачи.
Войдите в личный кабинет с вашими данными. Заполните форму для формирования акта приема-передачи. Распечатайте и приложите к посылке с лотами.
Отправьте посылку в наш адрес.
Если вы находитесь в Москве или в Санкт-Петербурге, приносите лоты в наше представительство. Жители других регионов могут отправить посылку «Почтой России» или транспортной компанией «СДЭК». Адреса для отправки.

Не уходите так быстро!

Сомневаетесь, стоит ли регистрироваться на нашем аукционе?

Зарегистрируйтесь прямо сейчас и получите 250 рублей на баланс Личного Счета для возмещения стоимости доставки или частичной оплаты выигранных лотов.

Перед тем как уйти, узнайте о наших преимуществах: