Ваш город:

Санкт-Петербург

02:09:58

Детализация кораблей на старинных монетах

Новости нумизматики

Детализация кораблей на старинных монетах

В XV-X веках до н.э. изображения кораблей на посуде, фресках, вазах и денежных знаках были весьма условны. С каждым столетием рисунки становились четче и правдивее.

На геммах этрусков V-IV вв. до н.э. отчеканено изображение Геракла, плывущего на плоту. Сооружение держится на воде за счет пустых закупоренных сосудов, прикрепленных к настилу.

Детализация кораблей на старинных монетах

По мере совершенствования процесса изготовления дензнаков улучшалась детализация, становился более реалистичным сюжет. Металл бесстрастно фиксировал значимые события, архитектурные достопримечательности, имена и портреты героев, правителей, деятелей культуры. При этом среди коллекционеров часто встречается мнение о том, что корабли на античных монетах нарисованы недостоверно.

Признанный специалист в области истории судостроения Э. Генриот сказал по этому поводу следующее: «Перспективы пропорции и технические детали судов, которые на древнейших изображениях, на первый взгляд, нередко кажутся неправдоподобными, оказываются вполне оправданными, если учесть региональные возможности художественных средств той эпохи. К этому, естественно, следует добавить свободу оформления, а также поправки на геометрию и внешнее оформление.»

Насколько верно высказывание Генриота, можно видеть на примере рисунка на античной вазе из Тебена (IX-VIII вв. до н.э.) и снимков с ряда античных монет.

Детализация кораблей на старинных монетах

На деньгах, особенно на легионерском денарии Марка Антония (I век нашей эры), хорошо видны детали корабельной архитектуры: акростоль (декоративная кормовая оконечность с башенкой для пращников) и носовой штевень с боевым тараном, имеющим форму коловорота для более эффективного разрушения весел и борта вражеского судна. Выше можно заметить абордажный шип, служащий для жесткой стыковки при «сваливании».

Детализация кораблей на старинных монетах

На баке — наклонная мачта небольшого паруса и трап (т.н. «корвус»), снабженный на конце острой шпорой. Она предохраняла от соскальзывания с борта вражеского судна при переходе на него атакующих солдат. С годами корвус начали украшать резьбой с накладками и постепенно он трансформировался в ростральную фигуру. Под шипом виден таранный выступ килевого бруса. Он предназначался не только для разрушения корпуса атакуемого судна, имеющего большую осадку, но и для улучшения обтекаемости обводов. Для этой же цели современные суда имеют так называемые “бульбообразные форштевни”, дающие прирост скорости до 0,5 — 0,8 узла.

Победители в морских сражениях считали своим долгом отпилить у вражеских кораблей ростры с таранами и привезти их на берег как свидетельство своего триумфа. Этот обычай, напоминающий скальпирование у североамериканских индейцев, существовал (правда, в декоративном смысле) вплоть до XVIII века.

В процессе изучения монет, особенно средневековых или современных юбилейных, может возникнуть необходимость определения типа корабля. Грубая классификация производится визуально: гребное судно, парусное или с механическим двигателем. По внешнему виду можно также определить — современное оно или старинное. На этом легкость кончается. Особенно сложно сказать со всей определенностью, к какому типу относится тот или иной парусник.

В эпоху парусного флота, когда каждый корабль был не стандартный, а «штучного» изготовления, строитель и владелец руководствовались не только опытом предшественников, но и своим вкусом. Часто позволяли себе мелкие капризы и прихоти, перенимая для своего детища все понравившееся из увиденного и услышанного. В итоге каждый парусник тем более был уникален, а классификация их по современным меркам была еще более сложна и условна. В основном, она велась по типу вооружения, грузовместимости и количеству пушек определенного калибра. Каждое государство называло свои суда так, как ему хотелось, создавая свою табель о рангах, отличную от иностранной.

С чьей-то легкой руки собирательное название «корабль», обычно обозначающее любой морской транспорт, вдруг превратилось в обозначение определенного судна, а потом получило еще и определение «линейный», хотя вести морской бой, выстроившись в линию (откуда и название) могли и фрегаты, и корветы.

Для первичного определения парусника, изображенного на монетах, предлагается исходить из силуэта, уточняющего вооружение судна. Вторым этапом следует определить ориентировочное время постройки судна. Оно узнается или по дате чеканки, или из надписи, если выпуск относится к памятным. Время постройки полезно знать потому, что испанцы и португальца до XV века называли каравеллой любой парусный корабль, как и галерой — любое гребное судно, и только со второй половины XV века начали пользоваться более конкретной классификацией.

Детализация кораблей на старинных монетах Детализация кораблей на старинных монетах
1 драхма 1988 — Греция (баркентина) 2 злотых 1936 — Польша (барк)

Приблизительное водоизмещение необходимо определить для того, чтобы понять, к какому классу относятся корабли, имеющие одинаковый силуэт (например, фрегат и трехмачтовый корабль). Количество пушек целесообразно учитывать для определения ранга корабля.

После того как уточнены все эти данные, можно переходить к поиску прототипа. Рисуя изображение корабля, граверы, как правило, брали образы судов, реально существовавших или ранее воспроизведенных на рисунках, картинах, картах. Значит, имеется возможность после поисков в архивах определить название парусника, проследить его судьбу, узнать, где и при каких обстоятельствах оно побывало. Это увлекательное занятие, расширяющее кругозор и пополняющее знания в области географии и истории.

*По материалам В.С. Ефремова, судового инженера-механика I разряда и коллекционера.

Источник: Детализация кораблей на старинных монетах.

Последняя страница

Загрузка страниц приостановлена

Как начать продавать на аукционе?

Зарегистрируйтесь на аукционе.
Если вы еще не зарегистрированы на аукционе, пройдите по ссылке для регистрации. Подтвердите номер мобильного телефона. Дождитесь активации учетной записи.
Сформируйте акт приема-передачи.
Войдите в личный кабинет с вашими данными. Заполните форму для формирования акта приема-передачи. Распечатайте и приложите к посылке с лотами.
Отправьте посылку в наш адрес.
Если вы находитесь в Москве или в Санкт-Петербурге, приносите лоты в наше представительство. Жители других регионов могут отправить посылку «Почтой России» или транспортной компанией «СДЭК». Адреса для отправки.

Не уходите так быстро!

Сомневаетесь, стоит ли регистрироваться на нашем аукционе?

Зарегистрируйтесь прямо сейчас и получите 250 рублей на баланс Личного Счета для возмещения стоимости доставки или частичной оплаты выигранных лотов.

Перед тем как уйти, узнайте о наших преимуществах: