Ваш город:

Санкт-Петербург

19:36:54

Древние техники чеканки

Новости нумизматики

Древние техники чеканки

В древности существовало два основных способа изготовления денежных знаков: литье и чеканка. В первом случае металл заливался в форму из мягкого камня, на которой было вырезано зеркальное изображение. Такая техника была незаменимой при изготовлении монет из низкопробных металлов. Например, кружки из сплава серебра с медью были очень хрупкими и не выдерживали удара штемпелем.

Древние техники чеканки
Деметра и орел, терзающий дельфина. Литая ольвийская монета конца VI — начала V вв. до н.э.

Литые монеты отличаются расплывчатым изображением. По краю всегда имеется небольшой нарост металла, затекшего в щели между формами. Кроме того, видны следы от литников. Конечно, излишки металла отрубали или обрезали, но следы коррекции почти всегда видны.

Второй способ изготовления монет — чеканка — был более популярен. Кружок металла помещался между двумя штемпелями с зеркальными изображениями сторон. Изначально штемпели делали из железа или бронзы, а затем из стали.

Инструменты, которыми пользовались на денежных дворах, изредка можно увидеть на самих монетах. Например, на оборотной стороне римского денария магистрата Тита Каризия (45 год до н.э.) изображался целый набор монетного мастера: клещи, которыми держали раскаленный слиток, молоток и четырехгранный столбик (нижний штемпель). Там же изображена и остроконечная шапка с лавровым венком — принадлежность бога кузнецов Вулкана.

Древние техники чеканки
Римские монетные штемпели времен правления Фаустины младшей и Константина I

Все детали древнего чеканного дела до сих пор не известны. Описаний монетных дворов и приспособлений почти нет, а находки самих штемпелей очень редки. В большинстве случаев технику изготовления выясняют по самим дензнакам. Имея на руках большое количество одинаковых монет, можно определить, как их чеканили.

Сохранилась пара старинных штемпелей, соединенных в виде щипцов. Ими чеканились монеты римского императора Константина I (323—350 годы н.э.) с буквами антиохийского денежного двора. В Египте были найдены штемпели, предназначенные для изготовления афинского расчетного серебра. Есть версия, что обе находки использовались для подделки монет.

Древние инструменты для чеканки — редкая находка. На государственных монетных дворах штемпели уничтожали после того, как мастера переставали ими пользоваться. Руководство боялось, что инструменты попадут в руки преступников. Но фальшивомонетчики легко обходились и самодельными штемпелями. Несложный труд, который требовался для изготовления гравированных инструментов, с лихвой оплачивался той выгодой, получаемой от подделки денежных знаков.

Около Ташкента было найдено оборудование целой мастерской фальшивомонетчика XIV века. Спасаясь от какой-то беды, владелец незаконного производства закопал все инструменты и часть продукции. В кладе были ножницы для резки металла, молоток, штемпели и готовые монеты. Дензнаки фальшивомонетчик собирался выдать за серебряные. Проведенный анализ показал, что они почти не содержали серебра. Любопытно, что мошенник предпочитал изготавливать малораспространенные виды денег. Он чеканил довольно много хорезмских монет, которые в те времена очень редко встречались на местных рынках и в соседних областях.

Как же изготовляли кружки для монет? В античности заготовки просто отливали в гладких формах. В средневековой Европе кружок вырезался из тонкого листа металла. Иногда заготовки были настолько тонкими, что могли выдержать оттиск только одной стороны. В таких случаях оборот оставался гладким, а монета называлась «брактеатом». Односторонние деньги характерны для средневековой Европы.

В древней Руси делали монетные заготовки из кусочков серебряной проволоки. Они расплющивались в характерные овальные пластинки с оттиском («чешуйки»). На некоторых старинных тверских монетах есть изображение мастера-денежника с молотком в руках, сидящего у верстака.

Чтобы упростить и увеличить изготовление дензнаков, на Руси с XV века стали делать специальный «штемпель для штемпелей», так называемый маточник. На железном стержне (маточнике) вырезалось изображение в том виде, в каком оно должно быть на монете. Затем его использовали для получения зеркальных оттисков на рабочих концах штемпелей, которыми уже можно было чеканить монету. Маточник позволял изготавливать большое количество идентичных штемпелей, а следовательно, и денежных знаков.

Источник: Древние техники чеканки.

Последняя страница

Загрузка страниц приостановлена

Как начать продавать на аукционе?

Зарегистрируйтесь на аукционе.
Если вы еще не зарегистрированы на аукционе, пройдите по ссылке для регистрации. Подтвердите номер мобильного телефона. Дождитесь активации учетной записи.
Сформируйте акт приема-передачи.
Войдите в личный кабинет с вашими данными. Заполните форму для формирования акта приема-передачи. Распечатайте и приложите к посылке с лотами.
Отправьте посылку в наш адрес.
Если вы находитесь в Москве или в Санкт-Петербурге, приносите лоты в наше представительство. Жители других регионов могут отправить посылку «Почтой России» или транспортной компанией «СДЭК». Адреса для отправки.

Не уходите так быстро!

Сомневаетесь, стоит ли регистрироваться на нашем аукционе?

Зарегистрируйтесь прямо сейчас и получите 250 рублей на баланс Личного Счета для возмещения стоимости доставки или частичной оплаты выигранных лотов.

Перед тем как уйти, узнайте о наших преимуществах: