Ваш город:

Санкт-Петербург

23:48:52

Памятные жетоны Юго-Восточной железной дороги

Новости нумизматики

Памятные жетоны Юго-Восточной железной дороги

К середине XIX века в России остро назрела необходимость в строительстве железных дорог. Доставка грузов традиционным гужевым способом значительно удорожала перевозки, земледельческий центр России не был связан всесезонными дорогами с портами Балтийского и Черного морей.

Железнодорожная политика государства отдавала приоритет освоению наиболее хлебородных губерний. Первая ж/д вошла в российские черноземы осенью 1866 года. Это была линия Рязань-Козлов. В том же году Министерство Путей Сообщений разработало перспективный проект строительства железнодорожных линий.

В первый период строительства (1860-70-е гг.) ж/д линии появлялись практически каждый год: Козлов-Воронеж (июль 1868 г.), Грязи-Борисоглебск и Козлов-Тамбов (декабрь 1869 г.), Орел-Грязи (август 1870 г.), Борисоглебск-Царицын и Тамбов-Саратов (июль 1871 г.), Воронеж-Ростов (ноябрь 1871 г.).

Всего за пять лет новые железные дороги соединили земледельческий центр страны с Москвой и Петербургом, с портами Азовского и Черного морей, с городами на Волге. Было положено начало железнодорожному освоению Заволжья.

В 1893 году путем слияния частных Грязе-Царицынской и Козлово-Воронежско-Ростовской ж/д с казенными Орловско-Грязской и Ливенской ж/д произошло образование акционерного общества Юго-Восточных железных дорог. Тогда же обществу было предоставлено право сооружения линии Балашов-Харьков, которая была завершена в декабре 1895 года.

В сферу влияния Юго-Восточной железной дороги вошли губернии: Орловская (пятью уездами), Тульская (двумя), Тамбовская (шестью), Саратовская (двумя), Курская (тремя), Воронежская (всеми двенадцатью), Область войска Донского (шестью округами и одним уездом). Правление Общества находилось в Санкт-Петербурге (Бассейная 40).

Образование Общества Юго-Восточной железной дороги было отмечено выпуском специального памятного знака, в котором запечатлелась история первого этапа строительства российских ж/д в центральной части страны.

Памятные жетоны Юго-Восточной железной дороги

Сам по себе знак достаточно красноречив. Он представляет собой лежащий на боковой стороне правильный восьмигранник с максимальным диаметром 28 мм и толщиной в центральной части около 5 мм. Знак позолочен и оконтурен по лицевой стороне рельефным бордюром, внутри которого, примыкая к каждой стороне, расположены восемь геральдических щитов с гербами Воронежской, Курской, Орловской, Екатеринославской, Тамбовской, Астраханской, Харьковской и Саратовской губерний. Центральную часть занимает герб Области войска Донского.

Все гербы выполнены в технике цветной эмали. К боковым сторонам примыкают буквы старославянского алфавита, обозначающие сокращенные названия железных дорог, образовавших Общество: БХ, ОГ, ГЦ и КВР. Знак увенчан императорской короной, из-под которой на обе стороны спадает синяя Андреевская лента.

Для ношения на мундире, в верхней части короны находится подвижное кольцо, на тыльной стороне которого просматриваются буквы клейма “НТ”. Неразборчивый оттиск другого клейма сделан и на ребре знака.

На оборотной стороне, в прямоугольнике синего цвета расположена надпись: «ЮГО-ВОСТОЧНЫЯ ЖЕЛЪЗНЫЯ ДОРОГИ», ниже указан год «1893». Две боковых и нижняя грани знака украшены выступающими стилизованными рельефными трилистниками. Над прямоугольником синими буквами на золотом фоне обозначены инициалы и фамилия владельца: «В. I. Стебницкий».

Согласно данным, опубликованным в периодической печати конца XIX — начала XX вв., Виктор Иеронимович Стебницкий в 1892 году служил в чине коллежского асессора старшим помощником делопроизводителя в Департаменте железных дорог. С 1896-го — он присяжный поверенный, старшина, а с 1909 года — председатель СПб железнодорожного клуба и правления Ссудно-сберегательной кассы служащих в Департаменте ж/д. Таким образом, В.И. Стебницкий не был членом правления Общества Юго-Восточных железных дорог, хотя имел к нему самое непосредственное отношение.

В собрании отдела нумизматики Государственного Эрмитажа хранятся два похожих именных жетона. Один из них, выполненный в золоте, принадлежал С.Г. Дебольскому, служившему с 1875 года в Обществе Грязе-Царицынской ж/д, которое в 1893 году вошло в состав Юго-Восточных ж/д. На ушке его знака стоят клейма «НТ» и герб Петербурга. Второй жетон выполнен из серебра с позолотой и не имеет клейм, он принадлежал П.Е. Вишнякову.

*По материалам В. Васильева.
**Памятные жетоны и знаки, посвященные различным событиям, регулярно выставляются на аукционе ANUMIS.

Источник: Памятные жетоны Юго-Восточной железной дороги.

Последняя страница

Загрузка страниц приостановлена

Как начать продавать на аукционе?

Зарегистрируйтесь на аукционе.
Если вы еще не зарегистрированы на аукционе, пройдите по ссылке для регистрации. Подтвердите номер мобильного телефона. Дождитесь активации учетной записи.
Сформируйте акт приема-передачи.
Войдите в личный кабинет с вашими данными. Заполните форму для формирования акта приема-передачи. Распечатайте и приложите к посылке с лотами.
Отправьте посылку в наш адрес.
Если вы находитесь в Москве или в Санкт-Петербурге, приносите лоты в наше представительство. Жители других регионов могут отправить посылку «Почтой России» или транспортной компанией «СДЭК». Адреса для отправки.

Не уходите так быстро!

Сомневаетесь, стоит ли регистрироваться на нашем аукционе?

Зарегистрируйтесь прямо сейчас и получите 250 рублей на баланс Личного Счета для возмещения стоимости доставки или частичной оплаты выигранных лотов.

Перед тем как уйти, узнайте о наших преимуществах: